bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

svet webvh oct weborgan live web 02.11francem web 2organ live web 09.112berega webdeti web 12holberg webrom20 web2BS weborni webdeti web 25cm fest conc webrococo web 2
А вы говорили: «Композитор одной мелодии»!
Мендельсон1

Вот ведь как бывает! Феликс Мендельсон – один из самых значимых и плодовитых композиторов в мировой музыкальной культуре. А знают его большинство из нас почти исключительно как автора марша, без которого не обходится ни одно бракосочетание. Мало того! Если сыграть произведение не с начала, а, скажем, с середины, никто и не узнает тот самый «Свадебный марш», который обычно угадывают с первых нот.

Очень напоминает ситуацию с артистами театра и кино, которые становятся заложниками одного амплуа. Или, еще хуже, актерами одной роли. Сыграл их десятки, а публика все равно упорно ассоциирует тебя с одним-единственным героем. И не всегда та роль является лучшей. Для актеров это чаще всего становится трагедией.

- Является ли аналогичная ситуация трагедией для композитора? Не уверен. Это, скорее, трагедия нас, слушателей, - улыбается Дмитрий Ушаков. – Потому и популярность композиторов бывает однобокой - в силу инерции нашего восприятия. Как, например, это произошло с Феликсом Мендельсоном. А вместе с тем он написал огромное количество сочинений в самых разных жанрах. Концерт «Мендельсон: не только свадебный марш», состоящий из двух частей, появился в нашем репертуаре для того, чтобы познакомить слушателей с его шестью органными сонатами.

Мендельсон не только писал музыку для органа, но и сам прекрасно играл на этом инструменте. К слову, именно он в свое время возродил интерес к музыке Баха, подзабытой после смерти композитора. В августе 1840 года Мендельсон сыграл сольный концерт на органе в церкви св. Фомы (где в своё время служил И.С. Бах и где сейчас находится его могила) из шести произведений Баха. Затем последовали еще два концерта. На собранные от этих выступлений средства возле церкви был установлен памятник великому композитору.

 
Мендельсон3

Мендельсон4

Мендельсон2

Что касается сонат Мендельсона, то они являются ключевым циклом для органной музыки XIX века. Как образно подметил кто-то из музыковедов: эти произведения – цветы с того же поля, которое Бах засадил дубами.

Сонаты для органа относятся к поздним сочинения композитора. Причем, несмотря на то, что во времена Мендельсона «соната» – это было уже вполне устоявшееся понятие (три или четыре части: сонатное аллегро, медленная часть, характерная часть и финал), то у Мендельсона каждая из шести сонат – абсолютно индивидуальный проект. В них нет строго заданного количества частей. Они состоят, можно сказать, из «разнородных» частей, разноплановых, «разнокалиберных»: здесь прелюдия и фуга, фантазия, обработка хорала, характерная или лирическая миниатюра и так далее.

Томский концерт интересен тем, что сонаты были исполнены единым циклом. Это довольно редкое явление в концертной практике. Сонаты Мендельсона постоянно звучат в разных органных залах, но как отдельные номера сводной концертной программы.

- Органные сонаты Мендельсона – глубокая и красивая музыка, которая заставляет кардинально изменить восприятие Мендельсона как музыкального пейзажиста, - отмечает Дмитрий Ушаков. – Вообще его сонаты – не самое сложное, что было написано для органа в XIX веке. Их исполнение требует не столько виртуозности, сколько огромной наполненности, продуманного подхода, чувства вкуса и меры. Играя Мендельсона, легко впасть в сладостный бидермайеровский настрой с одной стороны и в романтический, в данном случае совершенно ложный пафос – с другой. В то время как органные сонаты должны звучать легко, возвышенно, но при этом сдержанно и немного отстраненно.

В компании с органной музыкой Мендельсона поклонники Томской филармонии провели два вечера. И сделали это, судя по количеству просмотров и отзывам, не без удовольствия.